Анна Иф (anna_if) wrote in soundcollector,
Анна Иф
anna_if
soundcollector

любопытный материал

поскольку наше сообщество посвящено музыке, звуку и прочим сопутствующим штукам, позволю себе настоящий пост..

только что закончила перевод одного прелюбопытнейшего материала для диплома небезызвестного в узких кругах.. ммм, как бы назвать его, товарища, в общем..

текст большой, но очень рекоммендую его всем интересующимся музыкальным и литературным процессами личностям..

это материал, написан Брайном Ино для октябрьского выпуска журнала Raygun в 1995 году.. Ино, всем известный своим графоманством, написал текст о том, как создавался альбом Outside Дэвида Боуи.. статья называется

Games for Musicians

ВСТУПЛЕНИЕ
Я написал эти «игры для музыкантов» в процессе записи того, что сейчас стало альбомом Outside Дэвида Боуи. Сессии проходили в студии Mountain в Швейцарии прямо на берегу озера Женева.

Дэвид собрал в студии великолепную команду: Майк Гарсон на клавишных, Ривз Габрелс на гитаре, Стерлинг Кэмпбелл на ударных, Эрдал Кизилкей на бас гитаре и всем остальном, ну и мы двое. Быстро стало понятно, что в студии собрались шесть человек, обладающих талантом и чувством юмора (а необходимы оба качества) для работы в новом, экспериментальном ключе.

Я хотел, чтобы сессии были построены на импровизации, но мне так же не хотелось забывать о некоторых структурных рамках, которые бы удерживали музыкантов от использования банальных гармонических штампов, самым распространенным среди которых является блюзовая гармония. Мне хотелось бы оптимально использовать все возможности каждого из участников, чтобы создать наиболее стилистически расширенную музыку, в которой чувствовалось бы музыкальное напряжение, возникающее из-за постоянного отказа от простых решений. И тогда я придумал эти игры.

Я распечатал описания игровых ролей их и раздал каждому из музыкантов, а также звукоинженеру, Дэйву Ричардсу, и его ассистенту. Я попросил каждого из участников держать свою роль в секрете от остальных. И мы начали ролевую игру. Надо признаться, мы часто выходили из образов, но все равно это нас выводило на новый уровень и позволяло изобретать музыкальные решения, к которым мы бы никогда не пришли в иных обстоятельствах. Любой абсурд можно было свалить на игру. Игра умаляла ответственность и позволяла участникам стать другим человеком на какое-то время.

ДЛЯ РИВЗА ГАБРЕЛЗА
2008 год. Вы – музыкант в одной из новых нео-сайенс групп. Вы выступаете в одном андеграундном клубе в афро-китайском гетто Осаки неподалеку от университета. Вся присутствующая публика находится под воздействием «dreamwater», сильнейшего слухового галлюциногена, действие которого передается с парами пота. Вы тоже ощущаете эффект воздействия наркотика, вы очарованы замысловатыми монотонными узорами ритма. У вас нет четко определенной партитуры, вы изобретаете случайные всплески информации и выбрасываете их в пространство перфоманса. Вы потеряны в глубинах системы, и только вам ясна абстрактная рациональность ее красоты. Вы шлете непереводимые послания в аудиторию. Вы великий музыкант и зритель ждет от вас интеллектуального заряда-загадки. Когда вы были ребенком, вашей самой любимой пластинкой (из папиной коллекции) был альбом Trout Mask Replica.

ДЛЯ МАЙКА ГАРСОНА
Вы - участник импровизационной группы, играющей в стиле нео-м-басс. На дворе 1999 год, канун миллениума. Мир находится в ожидании чего-то и международные отношения всех стран сильно накалены. Вы играете атональные, леденящие кровь партии, повисающие прозрачными волнами звука в воздухе, создавая фон-завесу для музыки. Вы считаете себя «геологией тона» в музыке, основой гармонии, из которой образуется все остальное. Исполняя свою музыку, вы невыносимо медленно и величественно прорастаете сквозь кристаллы аккордов или обрушиваетесь на слушателя своим замысловатым внутренним беспорядком, стреляете в него короткими очередями узловатой тональности. Вы большой поклонник ранних пластинок оркестра Mahavishnu.

ДЛЯ ДЭВИДА БОУИ
Вы – лидер группы, работавшей в стиле арт-энд-лэнгвич (прим. переводчика – art and language – англ. - искусство и слово) на заре 21 столетия. Вы исполняете заклинания речью мутирующей в пение. Вы используете богатый мистический лексикон – смешение языков, ведь ваша аудитория говорит на местном наречии, которое сочетает в себе элементы английского, испанского, китайского языков, наложенных на наречие волог. Используя компьютеры, технику постоянного сэмплирования и эхо системы длительной задержки, вы создаете плотные завесы из разноцветных слов во время представления на сцене. Ваши поклонники возносят вас до высот самого великого исполнителя живой абстрактной поэзии. Наибольшее влияние на вас оказал Самуэль Беккет.

ДЛЯ ЭРДАЛА КИЗИЛКЕЯ
2005 год. Вы играете в арабской соул группе, выступаете в одном секс клубе, практикующем ролевые игры, в самом сердце северной Африки. Клиентура клуба – искушенные ко всему готовые богачи. Этот клуб для арабского мира можно сравнить с Нью Йорком восьмидесятых, каким он воспринимался в США. Вы исполняете некий атональный фанк, обрамленный то там, то тут дикими амбициозными орнаментами. Ваша цель – впечатлить будущего тестя, Министра Сетей Силиконии, который присутствует на концерте. Вы фанат записей Фарида Эль Атраше.

ДЛЯ СТЕРЛИНГА КЭМПБЕЛЛА
Вы – музыкант-резидент в клубе Астеройд. Клуб расположен на космической геологической станции, которая в данный момент курсирует по орбите 180 миль над поверхностью луны. Ваша основная аудитория – бритоголовые, обильно татуированные гермафродиты из обслуживающего персонала станции, собирающиеся в клубе по выходным. Эта неистовая толпа требует зрелищ пожестче, заходясь в диком сексуальном танце полном насилия. Музыкальные вкусы этих персонажей складывались в основном в их раннем отрочестве в середине девяностых годов двадцатого века. На вас наибольшим образом в детстве оказал влияние коллектив Funkadelics.

ДЛЯ САМОГО СЕБЯ (БРАЙН ИНО)
Вы находитесь в пригородах Лагоса, в новой Силиконовой Долине, где развернулась индустрия интеграции ультра широкого масштаба. Здесь как грибы растут причудливые ночные клубы, обслуживающие местное эклектичное многонациональное общество, предлагающие всевозможные музыкальные коллективы в стиле нео-сайенс, арт-энд-лэнгвич или нью-афротех. Ваша группа – пионеры жанра нью-афротех. Это музыка, основана на влиянии таких разных музыкальных направлений как соул, силикон-техно и сомаделия, но с очень заметным африканским душком. Это предполагает очень перкуссионные и ритмично наполненные оркестровки, агрессивную манеру, напоминающую великого нигерийского исполнителя баллад Фелу Ренсома, и длинные инструментальные вставки, медленно раскрывающиеся с множественными нарастаниями и затиханиями. Вы считаетесь одним из великих исполнителей Крек ритма на клубной сцене. Самое непосредственное влияние на ваш музыкальный вкус оказал Танд Уильямс, трубач и концертмейстер Фелы Ренсома.

ДЛЯ АССИСТЕНТА ЗВУКОРЕЖИССЕРА
2005 год. Вы - MO-техник в самой известной форс-фанк команде организации NAFTA. Эта профессия происходит из шестидесятых годов двадцатого века, изначально она называлась «техник сцены», но постепенно технические вещи становились все более комплексными, и множество важных музыкальных решений все чаще заключались в технологическом выборе, который происходит задолго до момента настройки группы на сцене. В море возможностей, человек, который выбирает среди них наиболее подходящие, являлся важным элементом работы музыкальной группы. Таким образом возникла профессия modus operandi (MO) техника. В ваши обязанности входит подготовить все для перфоманса: выбрать, на чем будут играть те или иные музыканты, например, какие будут задействованы пресеты для синтезаторов, какие ударные будут использоваться, и так далее. Таким образом, музыканты будут поставлены в новые стимулирующие условия, им будет важно понять, какие из этих установок функционируют нормально, и развивать их дальше, а также определить, какие из них не работают, и поменять их настройки. Вы большой поклонник Aphex Twin и Ambient School.

ДЛЯ ЗВУКОРЕЖИССЕРА ДЭЙВА РИЧАРДСА
Вы – ведущий звукооператор в студии Ground Zero в Хиросиме, самой большой студии в медийной империи Matsui. На дворе 1998 год. Вы известны своими сюрпризами: например, когда группа прослушивает свой дубль, вы в тайне от них выстраиваете звуковые ландшафты, рамки которых даже близко не включают исполнение группы. Вы называете себя «художником звуковых декораций». Вы используете обработки, звуки окружающей среды, закольцованные ударные фрагменты или наложения так, как вам заблагорассудится. Вы работаете в тесном сотрудничестве с известным в мире музыки ассистентом. Этот человек сформировал свой музыкальный вкус благодаря вашим советам, он владеет целой библиотекой звуковых эффектов, полностью позаимствованных из вашей коллекции. Ваш исторический кумир – Шедоу Мортон.

© Brian Eno, 1995
© Анна Ша, перевод, 2006

Tags: Познавательное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments